Столкнувшись с трудностями, руководители российских компаний часто пытаются делать хорошую мину при плохой игре. Чтобы добиться улучшения ситуации, стоит сказать сотрудникам правду, а затем действовать без промедления, пишут "Ведомости". Свое мнение по этому поводу высказывают вице-президент "АльфаСтрахования" Владимир Сорокин и гендиректор страховой группы "УралСиб" Николай Николенко.
Ведомости,
27 июля 2005 г.
Правда дороже лица 883 просмотра
Вывести компанию из кризиса помогут признание ошибок и решительные действия по их исправлению
Столкнувшись с трудностями, руководители российских компаний часто пытаются делать хорошую мину при плохой игре. И тем еще больше углубляют кризис. Чтобы добиться улучшения ситуации, стоит сказать сотрудникам правду, а затем действовать без промедления. Один из бывших сотрудников управляющей компании, инвестировавшей в открытие кинотеатров в Москве и регионах, на условиях анонимности рассказал, что несколько месяцев назад были уволены он сам и его команда. Собеседник "Ведомостей" руководил проектами по технологическому оснащению двух кинокомплексов. Стоимость проектов составляла $6 млн и $9 млн, и они были успешно завершены, кинотеатры запустили в эксплуатацию. Но акционеры компании приняли решение о реструктуризации и массовом сокращении персонала. Слухи об этом дошли до сотрудников, обстановка в коллективе накалилась, однако топ-менеджмент предпочитал не говорить об истинном состоянии дел. "В какой-то момент топ-менеджмент провел собрание, на котором поставил ряд ключевых сотрудников перед фактом увольнения", - говорит собеседник "Ведомостей". Ситуация, в которой топ-менеджмент предпочитает скрывать истинное положение дел, типична для российских компаний, полагает Алексей Механик, генеральный директор фабрики "Большевик". "Это старая советская парадигма - кто владеет информацией, тот владеет миром, - говорит он. - Традиционная боязнь российских собственников или топ-менеджеров раскрывать информацию порождает атмосферу взаимного недоверия в компании. И в кризисные времена менять свой стиль общения с персоналом будет поздно". С 2003 по 2004 г. Александр Федоров работал в группе инвестиционных компаний на должности замдиректора по развитию. В течение года он разрабатывал проект нового таможенного склада-терминала. Но он даже не догадывался, что для его реализации у компании не было свободных средств. "В ответ на любые вопросы о финансовом положении я получал дезинформацию. Точно так же отметались мои попытки поучаствовать в других проектах", - вспоминает Федоров. В 2004 г. он узнал что проект строительства терминала заморожен и работы для него в компании нет. В ситуации неопределенности персонал компании практически полностью лишается стимулов к работе, говорит Владимир Сорокин, вице-президент "АльфаСтрахования". "Демотивация лояльной части сотрудников происходит оттого, что они видят возможные пути решения проблем на своем участке, но не понимают, почему топ-менеджмент не предпринимает никаких действий по выводу компании из кризиса", - добавляет Сорокин. При этом любая кризисная ситуация - прямое следствие работы команды управленцев, считает Сорокин. "Старая команда не способна вывести компанию из кризиса, поэтому смена руководства в такой ситуации необходима", - утверждает он. Новому руководству вряд ли удастся обойтись без авторитарных методов. Решения придется принимать оперативно и добиваться их немедленного исполнения. Часть сотрудников сочтет менеджера самодуром, но все равно будет выполнять его волю. Другая часть будет видеть в нем спасителя. "Как только ситуация оздоровится, оппозиционеры начнут переходить в партию поддержки", - говорит Сорокин. В кризисной ситуации на первый план часто выходит вопрос мотивации персонала, утверждает Дмитрий Хлебников, руководитель центра управления преобразованиями "Норильского никеля". При этом о материальных факторах поощрения придется на время забыть. "Разговоры о том, что, когда компания выйдет из кризиса, все получат щедрую компенсацию за преданность, часто дают противоположный эффект", - говорит Хлебников. В 1998 г. Николай Николенко, ныне генеральный директор страховой группы "УралСиб", был назначен вице-президентом Промышленно-страховой компании (ПСК). (В 2002 г ПСК была приобретена финансовой компанией "Никойл", которая теперь называется "УралСиб"). После дефолта компания испытывала серьезную нехватку денежных средств. По словам Николенко, был оперативно разработан план по выводу компании из кризиса. В разработке плана могут участвовать несколько человек, однако его дальнейшая реализация должна быть основана на жесткой диктатуре власти, рассказывает Николенко. "Мы сократили количество служебных автомобилей, перестали оплачивать мобильные телефоны", - вспоминает он. Более того, режим экономии не обошел ни одного сотрудника ПСК, в том числе и топ-менеджеров. Однако причина и цели этих шагов были заранее озвучены всем сотрудникам компании. В кризисной ситуации необходимо быть предельно честным, убежден Николенко. При этом не нужно бояться признать допущенные ошибки. "В этом случае подчиненные подсознательно будут пытаться помочь руководителю", - добавляет Хлебников. В тяжелый для компании момент необходимо задействовать так называемые метамотиваторы - нематериальные факторы, превалирующие над всеми остальными, добавляет он. "С сотрудниками необходимо проводить личные беседы и пытаться выяснить индивидуальные стимулы к работе. Например, тем кто задумывается об уходе из компании, можно сказать, что, преодолев кризис вместе с компанией, он значительно повысит свой статус в глазах коллег и подчиненных и приобретет редкие навыки", - считает Хлебников. Однако сгущать краски тоже не стоит, считает Мария Макарушкина, консультант "ЭКОПСИ Консалтинг". "В свое время мы участвовали в проекте по выводу из кризиса российского производителя соков, который столкнулся на рынке с агрессивным конкурентом", - рассказывает она. Топ-менеджмент откровенно рассказал о сложившейся ситуации, однако удручающий настрой и пессимистические прогнозы привели к массовому исходу сотрудников из компании, подчеркивает Макарушкина. Чтобы избежать упаднических настроений в коллективе, Николенко придерживался тактики "малых побед". "Как только у компании высвобождались свободные ресурсы, все сотрудники это чувствовали, - вспоминает Николенко. - Причем если мы повышали на 10% зарплату руководителю отдела, точно на такую же сумму повышалась зарплата его подчиненных". В результате Николенко удалось вывести компанию на докризисный уровень за шесть месяцев. Андрей РУДЕНКО
Вся пресса за 27 июля 2005 г.
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 апреля 2025 г.

|
|
Москва FM, 7 апреля 2025 г.
Водители могут оформлять краткосрочные полисы ОСАГО с 7 апреля

|
|
СенатИнформ, 7 апреля 2025 г.
Страховка за ущерб от гражданских дронов может увеличиться

|
|
Деловой Петербург, 7 апреля 2025 г.
Кошелёк или жизнь

|
|
Интерфакс, 7 апреля 2025 г.
Аграрии получили более 1 млрд руб. выплат за погибший в 2024 году от града урожай

|
|
Regnum, 7 апреля 2025 г.
Путин подписал закон, запрещающий навязывать дополнительные товары и услуги

|
|
ТАСС, 7 апреля 2025 г.
Страховой рынок должен адаптироваться для оформления договоров ОСАГО на 24 часа – РСА

|
|
ПРАЙМ, 7 апреля 2025 г.
Минтранс РФ поддержал идею ЦБ увеличить минимальную страховую сумму от ущерба БАС

|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 7 апреля 2025 г.
В области стало больше застрахованных посевов и сельхозживотных

|
|
Парламентская газета, 7 апреля 2025 г.
Продавцам запретили навязывать дополнительные услуги

|
|
Коммерсантъ-FM, 7 апреля 2025 г.
ОСАГО живет одним днем

|
|
Финмаркет, 7 апреля 2025 г.
Автостраховщики обсуждают вариант изменения исчисления периода действия 1-дневного полиса ОСАГО

|
|
КонсультантПлюс, 7 апреля 2025 г.
Суд не взыскал штраф за отсутствие заявлений о выборе клиники

|
|
Российская газета онлайн, 7 апреля 2025 г.
Страховщики начнут продавать короткие полисы ОСАГО по часам

|
|
Известия онлайн, 7 апреля 2025 г.
В РСА указали на проблемы введения полисов ОСАГО на сутки

|
|
НовостиВолгограда.ру, 7 апреля 2025 г.
Экономист рассказал, как климат уничтожит бизнес

|
|
Autonews.ru, 7 апреля 2025 г.
Страховщики рассказали о «коротких» полисах ОСАГО. 4 главных вопроса

|
|
ТАСС, 7 апреля 2025 г.
В РФ запретили навязывать покупателям приобретение дополнительных услуг

|
 Остальные материалы за 7 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|